История

История сериала: как все начиналось

Крис Картер до того как стать постановщиком и сценаристом, проработал редактором в нескольких журналах ("Сер- финг" и др.), посвященных сер- фингу (поэтому о нем ходит шутка, что он "умеет держаться на волне"). Затем он писал несколько лет сценарии семейных шоу и сериалов в телекомпании Уолта Диснея; работал на NBC.

В 1992 году он заключает контракт с телекомпанией "20-й век Фокс". Можно смело сказать, что он пришел сюда для осуществления своей мечты, которую он вынашивал последнее время. Картер, поклонник фантастических сериалов, остро чувствовал дефицит новенького в этой необъятной области паранормального на телевидение. Он рискнул создать нечто новое, совершенно необычное и революционное в жанре телесериала. И недаром в поисках интересных сюжетов Картер просматривал в архивах кучу научной, научно-популярной литературы и просто бульварные газеты. Особенно его интересовала проблема похищений людей инопланетянами.
Дэвид Духовны, в одном из своих интервью, замечает, что "идея "Секретных материалов" появилась после того, как Крис прочитал в какой-то газете, что три процента американцев верят, что были похищены когда-то пришельцами". Толчком для создания сериала послужил и Розуэльский инцидент - крушение летающей тарелки близ города Розуэлл, штат Нью-Мексико, в 1947 году.

Определив приблизительный жанр и тему картины, Картеру осталось создать "портреты" главных героев. На помощь ему пришел успех фильма "Молчание ягнят", где странное дело расследовала агент ФБР. И он с радостью берет эту идею, ведь кому еще как не агенту ФБР заниматься расследованием паранормальных явлений? Лучше - двум агентам, мужчине и женщине. Он - верящий во все необъяснимое, она - здравомыслящая и не разделяющая его взгляды. И уже в начале 90-х Картер сообщает президенту студии "Фокс" о своем проекте. Он надеялся, что его детище поставят в эфирное время (prime-time), которое компания закрепила за комедиями и боевиками. Крис даже разбавил основную тему НЛО всеми существующими необъяснимыми явлениями, легендами, мифами…

Весной 1993 года "20й век Фокс" рассматривал 37 новых проектов, претендовавших на эфирное время. В основном это были комедии и драмы и две абсолютно новые идеи: телевестерн "Приключения Бриско Каунти-младшего" и научно-фантастический сериал "The X-files" (в русском переводе - "Секретные материалы"). И, конечно, компания, боясь неоправданного риска, не решилась запустить в prime-time совершенно новый жанр среди комедий и обычных сериалов. Лучше выбрать давно проверенный и оцененный критиками и зрителями телевестерн (стоит упомянуть, что уже тогда вестерны вышли из моды). И "Фокс" так и поступает, о чем вскоре жалеет.

Первоначальный рейтинг "The X-files", показ которого начался в сентябре 1993 года побил все рекорды в рейтинге популярности. Аудитория стала расти как снежный ком; появились армии фанатов, окрестивших себя X-philes; стали появляться в Интернете тысячи сайтов, посвященных сериалу и актерам. Первый сезон закончился на пике рейтинга, а новый начался с еще более широким завоеванием аудитории и в середине 2 сезона был отмечен рекорд- рейтинг достиг индекса 11,3, что соответствовало 10,8 телевизорам (это, заметьте, только в США!). И "Фокс" переносит сериал с пятницы на воскресенье.

Интересно отметить и оценки критиков. Начав с ничего не говорящих, совершенно обычных рекламных заявлений типа "сериал ожидает быть интересным", уже в ноябре 1993 года критики по-настоящему его оценили и уже не просто советовали, а уверяли смотреть это уникальное зрелище, которое "становиться все лучше. Все оригинальнее. И все страшнее". Влиятельный журнал Entertainment Weekly предрекал сериалу полный провал ("этот сериал - провальный"). Однако уже перед 2 сезоном журнал вынес афишу на обложку. В оценке сошлись и широкая публика, и высоколобые критики. И "Секретным материалам" предсказывают такую же долгую жизнь на телеэкранах, как у "Звездного пути".

Когда Крис Картер договаривался с компанией "Фокс" о запуске сериала, он рассчитывал сделать не более 50 серий. Однако высочайший рейтинг сериала у телезрителей всего мира изменил первоначальные планы Картера. Почему же сериал стал таким популярным и культовым?
Дело не только в замечательном актерском дуэте, но и в том, что сам сериал представляет собой нечто новое, необычное по своей идее и динамике. Встает вопрос: чем же сериал отличается от других?
Во-первых, Картер категорически отказался вводить любовную линию главных героев, не желая вызвать ассоциаций с "Агентством "Лунный свет". Отношения федеральных агентов Фокса Малдера и Даны Скалли должны были становиться все более дружескими, но оставаться сугубо профессиональными (в своем интервью Картер утверждал, что "с каждой серией их отношения усложняются, постепенно превращаясь в смесь профессионального соперничества и взаимного влечения, обостряемого необычностью их задач и вынужденной близостью в ходе работы").
Во-вторых, проект начал разрабатываться в период моды на "подлинность" в духе инсценированной документалистики ("Спасение 911"). У Картера же, в отличие от "Спасения", речь шла о вещах сверхъестественных, о паранормальных явлениях.
И, в-третьих, жанр сериала состоял из "нескольких частей": научная фантастика, криминальная история, политический детектив, психологическая драма с элементами комедии и экшн.
Ну и, конечно же, самое важное отличие сериала - каждый эпизод не имеет логического финала (т.е. "кончается ничем", эпизод получается незавершенным), да еще в финале, по представлению американцев, всегда должно побеждать Добро, чего в "The X-files" не предусматривалось.

Картер в своем сериале затрагивает кучу любопытных тем. Это и клонирование (создание генетических двойников, 1х10, 2х16, 2х17), и телекинез (перемещение предметов (и изменение форм предметов) усилием мысли/воли, 3х13), и внушение (прививание и внедрение в мозг чужого человека эмоций, образов, идей, 3х17, 5х08), и телепатия (чтение чужих мыслей (возможно посредством образов), 5х20, 6х01), и слепые пятна в глазу (место выхода из сетчатки глаза зрительного нерва, лишенного рецепторов, 4х16), и призраки (духи из потустороннего мира, астральные создания, 4х22), и чудотворцы (люди (и не только люди!), исцеляющие людей не используя медицинские средства. Например, исцеление людей наложением руки, 1х17, 3х24), и создание искусственного интеллекта, и полтергейст (деятельность астральных тел, 1х05, 1х21), и ясновидящие (люди, наделенные даром видеть будущее или прошлое, 3х04, 6х09), и многое другое…
Но основная тема сериала - проблема существования внеземной жизни, реальный факт, о котором умалчивает земное правительство (американское, японское, русское и др.), проводящее "политику отрицания", уничтожая при этом любые доказательства внеземной активности.

Главные герои телебестселлера - агенты ФБР Малдер и Скалли, работающие в отделе "Секретные материалы", постоянно гонятся за недостижимой и вечноускользающей Истиной, в раскрытии которой явно не заинтересовано американское правительство.


Создавая такой грандиозный и сложный сериал-эпопею, Крис Картер пытался снизить бюджет, выполняя сразу несколько обязанностей (сценарий, продюсер, режиссер, монтажер). В итоге 1 эпизод обходится в $1-2 млн.
Каков же процесс, которым так умело руководит Картер?
Утро начинается с летучки сценаристов. Автор эпизода излагает свой сюжет на доске, указывая на ключевые моменты. Присутствующие атакуют автора вопросами, чтобы ни один нюанс не остался не проясненным. Далее начинается телеконференция между Ванкувером и Лос-Анджелесом, где обсуждают такие вопросы, как необходимое количество статистов для съемки, выбор натуры. В 11 часов - производственное совещание, на которое собирается вся группа, и где погоняют все детали. Все спецэффекты создаются на компьютере Macintosh Powerbook, а реквизит (впрочем, как и исполнители второстепенных персонажей) используются максимально. И уже после составления полного отредактированного сценария, начинаются съемки, длящиеся в основном неделю. Съемочный день длится 12-14 часов с небольшими перерывами. Один сезон снимается в период с сентября (или чуть позже) по май и транслируется с октября-ноября по май на ТВ.
В итоге получается очередная серия суперсериала "Секретные материалы". Очередная борьба спецагентов со Злом, и очередные поиски Истины, которая остается всегда где-то там…